01

РАЗМЫКАЯ ГРАНИЦЫ ИСКУССТВ

Расширение пространства искусства – в этом смысл и высокая миссия Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи.

Созданный 13 лет тому назад, он за прошедшие годы превратился в мощную культурную институцию, в которой гармонично сосуществуют концертная, перформативная и образовательная программы, предоставляются широкие возможности для развития и самовыражения молодых музыкантов, поддерживаются юные таланты и приветствуются эксперименты в области форм, стилей и жанров. Мультижанровость – несущая смысловая опора, на которых зиждется мощная фестивальная конструкция. Расширение жанровых границ позволяет вовлекать в орбиту фестиваля драматический театр и балет, этномузыку и джаз, видеоарт и другие формы и виды искусств.

Днем – поэтические состязания и выставки, лекции и дискуссии, череда мастер-классов, конференций, разнообразных «школ» молодых критиков, композиторов, исполнителей. Вечером – спектакли и концерты в Зимнем театре. Параллельно развиваются события в Зале камерной и органной музыки: самое заметное из них – четырехчастный концерт-марафон, составленный из фортепианных, скрипичных и виолончельных сонат Бетховена: совместный проект с Санкт-Петербургским Домом музыки, представляющий молодых виртуозов, приурочен к грядущему юбилею венского классика.

brochure image
brochure image
brochure image

02

МИРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Стержнем программы была и остается академическая музыка. Три оркестра-резидента – «Солисты Москвы», «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр - выступают на Гала-концертах и участвуют в театральных постановках.

Программа открытия включает несколько мировых премьер и парад разнообразных солистов, приглашаемых из разных частей света. Особенно впечатляет программа заключительного Гала-концерта 23 февраля, с участием любимого детища маэстро Башмета - Всероссийского юношеского симфонического оркестра. На нем анонсированы первые исполнения новых опусов таких маститых авторов как Тошио Хосокава, органично соединяющего в своих медитативных композициях восточное миросозерцание и крепкую немецкую школу, Никола Кампогранде, написавшем по заказу фестиваля Первую симфонию, длящуюся всего 12 минут, однако состоящую из четырех кратких частей, согласно канонам сонатно-симфонического цикла, и Оскар Бьянки с совершенном новым концертом для электрогитары с симфоническим оркестром.

Фестиваль регулярно инициирует создание новых сочинений, заказывая авторам инструментальные концерты, оркестровые пьесы и даже оперы. В этом году на Гала-концерте (13 февраля) состоится мировая премьера «Пьесы для китайского голоса с оркестром» Кузьмы Бодрова и китайского автора Чжии Вана. Еще более интригующая премьера вечера – Второй концерт для флейты и струнного оркестра Майкла Наймана, британского композитора с мировой известностью: широкой публике он знаком по саундтрекам к фильмам Питера Гринуэя, к «Гаттаке» Эндрю Никола и «Пианино» Джейн Кэмпион.

Сольную партию в концерте Наймана исполнит итальянский флейтист Массимо Мерчелли. Солист является заказчиком нового опуса, и это объяснимо: Мерчелли стал признанным исполнителем Первого концерта для флейты и оркестра Наймана в 2010 году и с тех пор играет музыку выдающегося минималиста довольно часто.

Центральное событие программы – мировая премьера одноактной хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» (17 февраля). Написанная на основе либретто Михаила Дурненкова, опера раскрывает в монументальных хоровых звучаниях историю борьбы за власть и предательства родных братьев. Главное действующее лицо оперы – конечно же, народ, разделенный на несколько групп. Хоровое звучание заметно преобладает над сольными номерами. Вокальными партиями наделены лишь два брата, Борис и Глеб, но и они чаще поют дуэтом, высокими голосами; обе партии написаны для контратеноров. Партия Ярослава Мудрого вообще не вокальна, ее исполняет драматический актер. И не стоит ожидать от оперного текста нарочитых архаизмов, подражания стилю и языку старинных русских летописей; либретто написано абсолютно современным языком. Оркестр в опере относительно скромен и рассчитан на 45 инструментов; в нем отсутствуют скрипки, нет валторн, зато выписано соло альта. Альт вступает в диалог с Ярославом Мудрым, в качестве его alter ego; похожий прием был применен в предыдущем сочинении Чайковского, драматической симфонии для альта, чтеца, симфонического и народного оркестров «Слово о полку Игореве», премьера которого прошла на Зимнем фестивале в Сочи в 2018 году. Оба сочинения написаны по заказу фестиваля и образуют диптих, объединенный общностью тематики и опорой на древнерусскую летописную историю.

brochure image
brochure image
brochure image

03

МУЗЫКА
И ТЕАТР

Три музыкально-сценических композиции с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета складываются в контексте фестивальной программы в своеобразный драматический триптих.

Две из этих композиций, по существу – моноспектакли, которые держатся на виртуозной игре выдающихся актеров: Константина Хабенского - в спектакле «Не покидай свою планету», по мотивам Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (12 февраля); и Евгения Миронова – в спектакле «Ван Гог. Письма брату» (15 февраля). Дополнит драматическую триаду премьера музыкального спектакля «Сочи. Некурортный роман» в постановке Эдуарда Боякова и Сергея Глазкова, по пьесе Елены Исаевой, с музыкой Кузьмы Бодрова. (18 февраля).

Постановка Виктора Крамера «Не покидай свою планету», с затейливо придуманными визуальными эффектами, с некоторых пор стала визитной карточкой фестиваля; уже в четвертый раз ею открывается фестивальная программа, и каждый раз Хабенский, в главной и единственной роли Летчика собирает полный зал, играя с истовой самоотдачей. Со временем его интерпретация стала несколько сдержаннее, строже, зато рисунок роли с каждым годом проявляется рельефнее, смысловые акценты - ярче и сильнее.

Каждый эпизод спектакля–метафоры обозначает очередной этап в духовном путешествии героя, цель которого – самопознание, встреча с собственным «я». Блуждание по тайным ландшафтам подсознания символически выражается скитанием по пустыне: то ли явь, то ли грезы помраченного жаждой рассудка. Осколочные «я» героя-летчика разлетаются по отдельным планетам: «Я» - император, «я» - маленький Принц, «я» - робот-бухгалтер… Летчик вступает в диалог с этими множественными «я», пытаясь нащупать ядро личности, то, из чего он состоит.

Финал спектакля неопределенен; то ли летчик гибнет в пустыне, то ли находит способ починить искореженный самолет и улетает. Это неважно; важно то, что в долгом путешествии по направлению к самому себе он познает хрупкость жизни, ценность любви и робкой нежности, сладость и величие самопожертвования – то, что мы называем гуманистическими ценностями.

В спектакле на равных с актером участвует камерный ансамбль Юрия Башмета «Солисты Москвы». Музыка в спектакле – не фон, но функциональный элемент действия. Композицию из фрагментов симфоний Малера, Моцарта и Брамса сконструировал композитор Кузьма Бодров; музыка сообщает пьесе невербальное расширение смыслов, дополняя живую, пульсирующую эмоциональность актерской игры Хабенского.

brochure image
brochure image
brochure image

04

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Уникальность сочинского зимнего фестиваля - в стремлении объять необъятное, соединить Запад и Восток, Европу и Азию, исполнительские традиции и практики разных стран и школ. Универсализм – ключевое слово; однокоренное с «универсумом», оно воплощает звучащий космос: голоса культур сливаются на фестивале в торжественный хор, символизируя единство человечества.

В этом году впервые на фестивале зазвучит голос Африки: выступления этнического ансамбля Соны Йобартех из Гамбии обещают экзотические звуковые удовольствия и экспрессивные ритмы; Сона признана «Артистом года» 2018 на крупнейшем в Европе фестивале африканского искусства в Вюрцбурге, и много делает для развития музыкального образования в родной стране, основав «Гамбийскую Академию музыки и культуры».

«Опера во имя мира» - проект, на котором выступят молодые вокалисты из ЮАР, Аргентины, Германии, России и США. На Гала-концерте певцы объединятся под знаменем итальянского бельканто, а сопроводит выступления оркестр «Новая Россия»; за дирижерский пульт встанет Дмитрий Корчак.

Продолжит тему диалога культур и времен итальянский барочный ансамбль La Magnifica Comunita («Великолепное сообщество» или «Прекрасная компания»). Основанный в 1990 году, ансамбль специализируется на исполнении итальянской музыки конца XVII - первой половины XVIII веков, исповедует принципы исторически информированного исполнительства и играет на исторических инструментах. Музыканты, возглавляемые Энрико Касаззой, основателем и руководителем ансамбля, предложат публике увлекательное путешествие по экзотическим странам: Турции, Персии, Китаю, Индии. Программа озаглавлена «По Шелковому пути» и предлагает проследовать по маршруту легендарного морехода Марко Поло: Пролог концерта начинается с Венеции, блистательного города, обрученного с морем и снискавшего свое богатство торговлей со странами Востока. В начале его прозвучит знаменитая инструментальная соната Доменико Галло «La Follia» # 12 для ансамбля струнных и basso continuo.

Великие барочные композиторы написали в XVII-XVIII веках сотни опер, основанных на экзотических и ориентальных сюжетах, главными героями которых оказывались персидские цари, римские императоры, турецкие султаны и полководцы. Гении оставили в наследство следующим поколениям массу изумительно красивой оперной музыки, из которой с легкостью подбирается материал на заявленную итальянским ансамблем тему. В концерте оперные увертюры и «симфонии» перемежаются ариями из опер «Александр» и «Тамерлан» Генделя, «Баязет» и «Зидания» Вивальди, «Артаксеркс» Хассе, в исполнении итальянской меццо-сопрано Рафаэллы Миланези, обладательницы премии Grammy за лучшую оперную запись «Зидании» с Жорди Савалем.

brochure image
brochure image
brochure image

05

И НЕМНОГО
О БАЛЕТЕ

«Мать» - балет, поставленный португальско-британским хореографом Артуром Питой для танцевальной пары Наталья Осипова\Джонатан Годдард, обещает стать одним из самых экстремальных художественных впечатлений фестиваля.

Пита сочинил новый опус по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «История одной матери» - одной из самых мрачных, «взрослых» сказок в творчестве датского сказочника. Партия Матери, разумеется, предназначается для Осиповой; партии всех остальных устрашающих и гротескных персонажей – Доктора, Смерти, Бабушки, Садовника, Паромщика, Ведьмы и Возлюбленного исполняет ее партнер.

Сюжет по типу сближается с road movie: Мать пускается в опасное и долгое путешествие, стремясь вырвать ребенка из лап Смерти. И встречает на пути ужасных попутчиков. Каждый из них знает, как добраться до Сада смерти, но требует за помощь самое ценное: кровь, волосы, глаза женщины. Насилие, совершаемое в отношении героини, сближает спектакль с фильмом ужасов; впрочем, это вполне в стиле Артура Питы, который поставил примерно в том же духе свой предыдущий спектакль «Мачеха». Зрелище развивается в режиме дурного, полного кошмаров сна, в котором Мать бесконечно странствует по закоулкам своей потерянной души, оплотняя собственные страхи и боль в воображаемых персонажах, но в реальности не выходя за пределы квартиры. И терпит поражение в конце пути; ибо кто может победить Смерть?

brochure image
brochure image
brochure image
Материалы
XIII Зимнего международного фестиваля искусств