Экстравагантное будущее и великое прошлое

01/03/2019 | Эклектик

ТРОЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ НОВЫЕ РАБОТЫ НА ФЕСТИВАЛЕ В СОЧИ. РАССКАЗЫВАЕМ ПОДРОБНЕЕ О ТЕХ, КТО СЕЙЧАС СОЗДАЕТ МУЗЫКУ ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ.

Целых три мировых премьеры новых музыкальных произведений состоялись на открытии XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, артистическим директором которого является маэстро Юрий Башмет. Предлагаем познакомиться поближе с композиторами, чья музыка звучала в исполнении легендарных музыкантов камерного ансамбля «Солисты Москвы» наряду с великими произведениями Моцарта и Гайдна. В «Диалогах сквозь время и пространство», так назывался концерт, между собой заочно беседовали признанные классики и представители нынешней эпохи.

То, что концерт будет долгий и сложный, маэстро Башмет предупредил публику сразу в его начале. Даже дал возможность интеллигентно покинуть Зимний театр, мол, он не обидится если публика будет входить-выходить, и может даже и вовсе не вернуться. Однако, «невозвращенцев» оказалось не так много. Все же концерты фестиваля в Сочи – событие. Несмотря на то, что современные композиторы представили, и в самом деле, не простые для восприятия произведения, а в публике шепталась, что мол «это саундтрек какой-то, или будто оркестр все это время инструменты настраивал», зал не пустел. Так или иначе, но каждый из современных авторов, сыгранных в концерте, вполне себе признанная величина, хоть и воспитанная в разных традициях и прилетевшая в курортный Сочи из разных стран: Белоруси, Бельгии и Китая.

Валерий Воронов, композитор, представляющий Беларусь, но родившийся в Москве, сейчас все же большей частью живет в Германии. Его сочинения исполняются на сценах разных стран, и везде становятся событиями культурной жизни. Как он сам рассказывает в интервью, с Юрием Абрамовичем Башметом дружит уже несколько лет. И нынешняя премьера – не первая в их концертной истории. В прошлом феврале на предыдущем Зимнем международном фестивале искусств в Сочи был также впервые сыгран концерт для альта с оркестром «Ландшафты исчезающей памяти», затем на XIII Международном фестивале Юрия Башмета в Минске – премьера двойного концерта.

Валерий представляет авангардное крыло современной музыки. Он является автором разнообразной оркестровой, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной и прикладной музыки (например, к театральным и интернет-проектам). В этом году публика услышала его произведение «Свет тихий» — Phos hilaron (Φῶς ἱλαρὸν). Пьеса называется так по начальной фразе раннехристианского гимна, известного в переводе как «Свете тихий», в некоторых переводах «Свет отрадный». Валерий написал ее специально для фестиваля. Исполняли ее 5 сольных инструментов (флейта, альт-саксофон, труба, тромбон и аккордеон) и 19 струнных («Солисты Москвы»).

«Обращаясь к названию, мне было скорее важно ощущение, чем какой-либо буквализм. Тут нет ни одной цитаты либо прямой отсылки к греческому тексту. Это размышление на фоне заката, и тема размышления – наша несомненная уверенность в том, что завтра, как и сегодня, как и всегда, обязательно взойдет солнце… А вдруг нет?», — рассказал о своей работе композитор.

Патрик де Клерк, бельгийский композитор, педагог и продюсер. Патрик — постоянный гость на фестивалях Юрия Башмета и вообще известен в России. Патрик курировал фестиваль «Новые горизонты» в Мариинском театре и основал фестиваль «Музыкальные проекты для Брюсселя», он руководил крупнейшими музыкальными фестивалями в Бельгии (KlaraFestival, European Gala Concerts и Ars Musica). Его участие всегда приносило организаторам изрядный профит. Например, когда он впервые появился на фестивале во Фландрии, тот посещало в среднем 6000 человек. Три года спустя общее количество гостей составило 23 000 человек.

Знакомство с классической музыкой у бельгийца произошло довольно рано. Начал заниматься музыкой в пять лет и, конечно, из-за женщин. Как сам Де Клерк говорил в интервью, он влюбился в девочку-флейтистку, которая прекрасно играла Баха. Логично, что мальчику тоже захотелось исполнять классическую музыку. Ну а внимание женского пола к композитору должно было быть еще больше, нежели к простому музыканту. Так что следующий шаг в сочинительство тоже был естественным. Сам он говорит, что музыку начал сочинять как самоучка. В молодости Патрик работал в нескольких престижных центрах электронной музыки, таких как IPEM в Генте и IRCAM в Париже. В 23 года молодой композитор разочаровывается в авангардной музыке и резко прекращает свою деятельность в качестве сочинителя. Роль женщин в данной трансформации музыканта история умалчивает.

Затем были популярная и рок-музыка. Но и этот путь оказался тупиковым. В середине восьмидесятых де Клерк увлеченно работает в сфере рекламы и моды. В итоге снова начинает сочинять, и в 90-е снова входит как полноценный композитор.
При написании сочинений Патрик Де Клерк не придерживается определенного стиля или техники. Лишь вдохновением. Он пишет сочинения по заказу известных оркестров и учреждений, таких как Бельгийская национальная опера (La Monnaie), Квартет Данель, Филармонический оркестр Урала.
На XII Зимнем международном фестивале искусств в Сочи представил песнь V на стихи Федора Сологуба «Друг мой тихий, друг мой дальний». Сопрано из Бельгии Лора Бинон исполнила в нем вокальную партию.

Мировая премьера молодого (1980-го года рождения) китайского композитора Чжии Вана (Zhiyi Wang) «Снежный путь» удивила не только сочинскую публику. Не меньше, по словам маэстро Башмета, поразился и его знаменитый альт итальянского мастера струнных инструментов Паоло Антонио Тесторе. «Я редко изменяю этому инструменту. Этот альт — родной брат альта Моцарта. Когда мастер создавал свои инструменты, конечно, не предполагал, что на них когда-то будет представлена китайская музыка», — такими словами предварил свое выступление Юрий Абрамович. В Зимнем театре прозвучала пьеса «Зимний путь» для альта (Юрий Башмет) и струнных. К дирижерскому пульту встал Роман Балашов.

Затем были популярная и рок-музыка. Но и этот путь оказался тупиковым. В середине восьмидесятых де Клерк увлеченно работает в сфере рекламы и моды. В итоге снова начинает сочинять, и в 90-е снова входит как полноценный композитор.
При написании сочинений Патрик Де Клерк не придерживается определенного стиля или техники. Лишь вдохновением. Он пишет сочинения по заказу известных оркестров и учреждений, таких как Бельгийская национальная опера (La Monnaie), Квартет Данель, Филармонический оркестр Урала.
На XII Зимнем международном фестивале искусств в Сочи представил песнь V на стихи Федора Сологуба «Друг мой тихий, друг мой дальний». Сопрано из Бельгии Лора Бинон исполнила в нем вокальную партию.

Мировая премьера молодого (1980-го года рождения) китайского композитора Чжии Вана (Zhiyi Wang) «Снежный путь» удивила не только сочинскую публику. Не меньше, по словам маэстро Башмета, поразился и его знаменитый альт итальянского мастера струнных инструментов Паоло Антонио Тесторе. «Я редко изменяю этому инструменту. Этот альт — родной брат альта Моцарта. Когда мастер создавал свои инструменты, конечно, не предполагал, что на них когда-то будет представлена китайская музыка», — такими словами предварил свое выступление Юрий Абрамович. В Зимнем театре прозвучала пьеса «Зимний путь» для альта (Юрий Башмет) и струнных. К дирижерскому пульту встал Роман Балашов.

Эклектик
Дата публикации: 01/03/2019
Ссылка на оригинал статьи: http://eclectic-magazine.ru/mirovye-premery-troe-sovremennyx-kompozitorov-predstavili-svoi-novye-raboty-na-festivale-v-sochi/
Другие публикации из этого раздела