Юрий Башмет затеял Зимний фестиваль задолго до того, как Сочи стал модным местом. Нынешний уже двенадцатый дает полное право говорить, что из градообразующего события несезонного курорта фестиваль стал событием вне сезонов и географий.
Главные его тренды лишь развиваются: фестиваль под арт-директорством Башмета собирает звезд академической музыки плюс события драмы, танца, джаза, хорового искусства и так далее, руководствуясь принципом «все жанры кроме скучного». Другая важная задача — внимание к детям и молодежи, и тут аккорд от показа спектаклей для малышей до выступлений Юношеского симфонического оркестра, профессиональных конкурсов для молодых музыкантов и богатой программы мастер-классов и лекций. В этом году к участию привлекли также фестиваль «Территория» с его собственной обширной программой — все десять фестивальных дней публика должна была только выбирать.
Конечно, имена звезд гарантируют аншлаги, и Константин Хабенский или спектакль БДТ с Ниной Усатовой в представлении не нуждается. Но фестиваль искусств расширяет сознание. Концерт «Когда горы встречаются с морем» объединил знаменитый хор «Рустави» (Грузия) и их коллег с Корсики «А Филетта». Два мужских вокальных ансамбля так часто встречались на разных площадках, что возникла идея об общем концерте, а Зимний фестиваль сделал ее реальностью. Впечатление получилось мощным: фольклорные песни с их изощренным многоголосием в профессиональной огранке чередовались грамотно, после нескольких песен команды уступали друг другу сцену, сложность росла… Куда там рэп-баттлам по накалу страстей: грузины и корсиканцы так бились голосами, что зал не дышал, а на финальных «Сулико» и «Тбилисо» часть публики прослезилась.
Приезд «Испанской ночи с Серхио Берналем» поддержало Посольство Испании. В стране много компаний «фламенко плюс балет», но у давшего проекту имя Серхио Берналя, солиста Национального балета Испании, акцент на второе. Он работает в духе Лорки Мясина и с привычной для этого русла музыкой: «Фаррука» из балета «Треуголка», «Любовь-волшебница», «Болеро» в хореографии разных авторов с пометкой «мировая премьера». Хуже или лучше поддержанный коллегами, он окончательно покорил зал непривычным для русской публики мужским соло «Лебедя» Сен-Санса.
Куда там рэп-баттлам по накалу страстей: грузины и корсиканцы так бились голосами, что зал не дышал
Еще экзотичнее смотрелся «У-театр» из Тайпея со спектаклем «Звук океана». Дюжина артистов одинаково профессионально работали с громадными гонгами, разной величины барабанами и теми традиционными физическими практиками, что напрочь заворожили западную цивилизацию больше полувека назад. Бессюжетные сцены сменяют одна другую будто произвольно, но магия ритма и грация тел в простых рисунках танца работают безукоризненно: накал растет, удары гонгов чувствуются как дыхание артистов, пресловутая «четвертая стена» сцены растворяется без остатка.
К той же магии на своем поле приблизились авторы важной премьеры фестиваля, совместного с Русским музеем проекта «Параллельные миры. Русское искусство XX век. Часть 2». Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и менее очевидные Кабалевский и Гасанов, нежданно яркие благодаря огненным соло Татьяны Самуил и Ксении Башмет, сочетались с видеопроекцией картин художников-современников. Авторы известные: Петров-Водкин и Дейнека, Белютин и Коржев. От того ли, что картины повторялись, или декламация советской поэзии уводила действо в липкую эстетику «музыкально-поэтических вечеров», казалось, что музыка — больше, объемнее и гораздо значительнее всего остального. Может, на самом деле так и есть.