Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, гала-концерт в Москве. 25 марта, Москва, Концертный зал им. П.И. Чайковского
Сочинский фестиваль в Москве — звучит как оксюморон. Во-первых, чего у нас, в столицах, своего мало? Во-вторых, при чем тут вообще город зимних Олимпийских игр?
Действительно, Игры прошли — музыка осталась. А сочинский фестиваль, придуманный Юрием Башметом почти случайно более 12 лет назад и почти сразу же получивший полуофициальное название «Культурная Олимпиада», — событие нетривиальное. И по атмосфере, и по приглашенным звездам, и по программе. Обычно фестиваль проходит в середине — конце февраля, как раз тогда, когда в Сочи не только пресловутые темные ночи (о да, это бездонно-чернильное небо!), но еще и очень яркие дни, приятный свежий ветерок, аромат моря, листвы и отсутствие толп отдыхающих.
И вот в такой чудесной атмосфере в красивом здании сочинского Зимнего театра проходят концерты. Очень эклектичные. Классика плюс джаз; Диана Арбенина плюс альт Башмета; театр плюс музыка плюс Константин Хабенский. Такой салат обычно в программе.
Нечто подобное ожидается в Москве в воскресенье. Конечно, сочинскую погоду нам вряд ли сюда доставят (хотя с нынешними капризами климата я бы не зарекался). Но вот, так сказать, жанровую матрицу фестиваля в Сочи перенесут довольно точно.
На сцену КЗЧ выйдет скрипач-виртуоз Сергей Крылов; он играл на самой первой сочинской «Культурной Олимпиаде». Из важных иностранцев — итальянский флейтист Массимо Мерчелли, который одинаково прекрасно чувствует себя как в «настоящей», хрестоматийной классике, так и в современной академической музыке. В последнее время он, например, выпустил Сонаты Баха, произведение Warum Софии Губайдулиной и Jade Concerto французского джаз-аккордеониста Ришара Гальяно (две последние работы для этого флейтиста и написаны). Юная скрипачка Валерия Абрамова, солистка Всероссийского юношеского симфонического оркестра, блеснула в Сочи в этом году. Актер Михаил Ефремов — чтец в новом произведении Александра Чайковского «Слово о полку Игореве». Еще одна пьеса, премьера которой прошла в Сочи, написана Алексеем Сюмаком для струнного квартета с солирующим альтом и струнного оркестра. По словам композитора, «она мыслится как увертюра к будущему спектаклю «Король Лир»… Лир — это альт Юрия Абрамовича, дочери Лира — скрипки». И, наконец, еще один «сын» и соратник Башмета — композитор Кузьма Бодров со свежим сочинением «Путешествие по оркестру».