Есть курортные города, которые в несезон прекрасны. Сочи явно один из них — бесконечно растянувшийся вдоль береговой линии Черного моря, красивый, удобный, снабженный к Олимпийским играм хорошими дорогами и новыми отелями. Неудивительно, что он превращается в фестивальный город: КВН, «Кинотавр», «Акваджаз»… Зимний театр — красивейшее старинное здание с прекрасной акустикой.
Более десяти лет назад сочинскую фестивальную лихорадку начал Международный зимний фестиваль искусств. Несколько громоздкое название, но все этот форум — в этом году он проходит 11-й раз — называют просто — фестиваль Башмета. Альтист Юрий Башмет — идейный вдохновитель и непременный участник. Как сказал мэр города Анатолий Пахомов на пресс-конференции, «сочинцы — счастливые люди: им удается находиться рядом с великими, все прям трясется внутри… ну, это поклонницы так говорят!», добавил городской голова под общий смех.
«Это у вас в Москве изобилие, а мы тут живем от Башмета до Башмета», говорит моя коллега, местный журналист.
Сочинцы — они хорошая публика: они ходят на все «серьезное» и не просто присутствуют в зале, а слушают. В принципе при таком раскладе Юрий Абрамович мог бы играть сплошного Моцарта хрестоматийного и все были бы довольны. Но Зимний фестиваль благодаря связям своего худрука получает звезд академической музыки и живых классиков джаза. А также — премьеры произведений современных композиторов.
11-й фестиваль в этом году открылся Концертом московского композитора Алексея Сюмака (среди его работ — одна из частей «оперного сериала» «Сверлийцы»). Произведение сложное, но не шокирующе; устроено интересно: концерт для струнного квартета с солирующим альтом и оркестра. Струнный квартет сидит посредине сцены, как один солист. По словам Сюмака, это произведение — пролог к будущему спектаклю по мотивам шекспировского Короля Лира. Альт — это, собственно, король Лир и есть. А скрипки — его дочери.
Вообще в этом году по заказу фестиваля написано пять новых произведений; один из авторов — Кузьма Бодров. В нашей стране в последнее время с молодыми академическими композиторами все сложно — играть некому и негде, публика не ходит на «такое», спонсоры денег не дают, короче, замкнутый круг. И Башмет, собственно, и пытается его разорвать. Он считает, что надо давать площадку молодым композиторам — он ее и дает, под свой авторитет. И публика относится к этому как минимум с уважением.
Ну а для простого удовольствия теплым зимним вечером им играют «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. В «Цыганке» Равеля блеснула молодая скрипачка Валерия Абрамова, о которой Юрий Абрамович очень тепло отзывается и явно делает на нее ставку (может быть, это будущая Вильде Франг, которая тоже в Сочи выступала еще до своей всемирной славы). А очень эффектная внешне немецкая виолончелистка Патриция фон Гутгцейт так исполнила Концерт N 1 для виолончели с оркестром Сен-Санса, что тут же была вызвана на бис — прямо посреди концерта. Случай, мягко говоря, нетривиальный.
Далее в программе фестиваля — десять дней концертов, премьер и мастер-классов. В программе каждого фестиваля обязательно есть джазовый концерт — «джаз — моя неслучившаяся любвоь», часто повторяет Башмет. В этом году — хорошо знакомая московской публике певица Джейн Монхайт. А музыку народов мира представит Тереза Салгейру, экс-фронтледи великой португальской фаду-группы Madredeus, которую, кстати, до Москвы так и не довезли. Да, в столицах, конечно, изобилие. Но чего-то не хватает. И это получают сочинцы. Зависть в данном случае хорошее чувство.