За полторы недели город увидел море музыкальных премьер и театральных экспериментов, причем сценой для перформансов становились не только привычные концертные площадки, но даже обыкновенные сочинские квартиры.
Аргентинский бандонеон, китайская пипа, шотландская волынка, древняя киргизская свирель чопо чоор и классический оркестр — пожалуй, впервые вот так, вместе. Это невероятное по звучанию музыкальное путешествие, где удалось собрать вместе известных мировых исполнителей народных инструментов — новый проект сочинского фестиваля. Дирижирует маэстро Юрий Башмет.
«Очень редкие сочетания звуков. Это мировая премьера. Я доволен — каждый день совершенно разные у нас здесь вещи происходят», — отмечает художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет.
«Зимний международный фестиваль искусств» соткан из премьер и смелых экспериментов. Он вышел за пределы стен Зимнего театра. Весь город — его территория. Кстати, так — «Территория» — называется и специальный фестивальный формат от международной школы современного искусства, которая представляет здесь свою программу.
Вот «Лес» — его чистота, трепет и дикая необузданность, его первородность в противовес сегодняшнему сознанию. Спектакль вписался в пространство Сочинского морского порта. Примета места — пальмовые ветви в руках актеров. В этом перформансе нет прямого диалога, только косвенный и метафоричный — в движении и песне — с окружающим миром и собой.
«Из поколения в поколение мы живем в городе, и мы забываем ту часть, а все-таки истоки оттуда. Нам открываются какие-то такие вещи, которые были до всех этих поколений, до всех городов — неожиданные абсолютно. И ты ощущаешь себя глубже», — говорит актер, студент Мастерской Дмитрия Брусникина Никита Ковтунов.
Фестиваль осваивает новые для себя формы, где сцена вовсе не обязательна. Этот театр тоже начинается с вешалки, но той, что в вашей прихожей.
Обычная сочинская квартира — декорация для спектакля. Его актеры — сами зрители, пришедшие в гости. Они видят друг друга впервые, но как и полагается в гостях, за чашкой чая здесь обсуждают где границы страны, квартиры и личности.
Придуманный в Европе спектакль с успехом идет в России. Его цель — обратиться к одному из самых сильных чувств — страху. Заставляя прилюдно говорить, отвечая на казалось бы простые вопросы, которые выдает механический ведущий — интимное становится общественным, а приватное сталкивают с политическим.
Напоследок тоже удивят — на концерте-закрытии исполнят произведение, специальное написанное нейросетью, то есть искусственным интеллектом. А пока сцена Зимнего театра отдана прекрасным голосам.
Они впервые поют вместе — два всемирно известных мужских хора — грузинский «Рустави» и корсиканский «Филетта». Зрители эксперимент одобрили.