«Без «живого» композитора нейросочинитель пока обойтись не может». Дмитрий Буткевич — о премьерах Зимнего фестиваля искусств в Сочи

01/03/2019 | Коммерсант ФМ

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает, какие произведения прозвучали на 12-м Зимнем фестивале искусств и причем здесь нейросеть «Яндекса».

12-й Зимний фестиваль искусств подарил музыкальному миру сразу пять премьер. По этому показателю сочинский фестиваль значительно опережает коллег-соперников, уверяют специалисты. А композитор Кузьма Бодров в разговоре с «Коммерсантъ FM» специально отметил тот факт, что Юрий Башмет, артистический директор Зимнего фестиваля, дает возможность молодым композиторам сочинять и представлять их новые работы, а это редкость в мире классической музыки.

Сам Бодров, на мой взгляд, один из лучших современных композиторов-симфонистов, показал здесь две очередные свои премьеры. Первую мы услышали в рамках вечера народных инструментов, где выступали и струнные — японская пипа с египетским удом — и киргизские глиняная свистулька чопо чоор, и деревянный варган жыгач ооз комуз; и отечественные хиты — домра и бас-балалайка. Кузьма Бодров написал произведение для восьми народных инструментов и альта «На крыльях ветра облетая весь мир…».

Другая выделялась даже на этом интенсивном премьерном фоне. Первое в мире сочинение нейросети «Яндекса» для альта с оркестром. Без участия Бодрова здесь также не обошлось. Ему и слово: «Когда поступили сами файлы, было понятно, что это не надо оформлять, надо просто сочинять. То есть это были линии, в которых лишь на некоторые моменты, мгновения просвечивалась какая-то явная музыкальная ткань. Ее можно воспринять как осмысленную музыку, и, собственно, эти моменты я повытягивал оттуда, и из них начал «ткать» саму композицию».

Так что без «живого» композитора нейросочинитель пока обойтись не может. Как говорит Бодров, «Яндексу» можно присудить 30% авторства новой музыки. Хотя, «лет через 100, может, и раньше, мы получим музыку без участия человека». Но пока — нет. Ведь сочинение музыки 0151 это таинство, где мы «приближаемся к таким мирам, куда человеку не всегда положено даже заглядывать».

Коммерсант ФМ
Дата публикации: 01/03/2019
Ссылка на оригинал статьи: https://www.kommersant.ru/doc/3898925
Другие публикации из этого раздела